ФЭНДОМ

Super Nintendo Entertainment System
SNES logo
SNES-Mod1-Console-Set
Разработчик Nintendo
Производитель Nintendo
Семейство Nintendo
Тип Игровая приставка
Поколение Четвёртое
Дата выхода Япония: 21 ноября 1990 года

США: 23 августа 1991 года Европа: 11 апреля 1992 года Россия: 15 ноября 1994 года

Продано штук 50 млн.
Носитель Картридж
ЦП 16-разрядный Ricoh 5A22, основанный на WDC 65816, работающий на частоте 3,58 МГц
Постоянная память 128 КБ
ГП
Средства управления Контроллер (основной)
Интерфейсы Отсутствует.
Онлайн-сервис Satellaview (Япония).

XBAND (США)

Бестселлер Super Mario World
Обратная совместимость Отсутствует.
Предшественник NES\Famicom
Последователь Nintendo 64

Super Nintendo Entertainment System (также известная как Super Nintendo, Super NES, SNES, в Японии известна как Super Famicom) - 16 битная игровая консоль, выпущенная компанией Nintendo. Была выпущена изначально на Японский рынок под названием Super Famicom, спустя год вышла на Американский рынок под названием Super Nintendo Entertainment System, ещё спустя год вышла на Европейский рынок под тем же названием. Консоль заметно улучшилась по сравнению с предыдущей консолью Nintendo - NES: улучшенные графические и звуковые возможности, переработан внешний вид консоли и джостик. Не смотря на значительные слабости по сравнению с SMD, SNES была популярна во многих странах, и продолжала быть популярной даже в эпоху 32 бит.

История

Разработку новой консоли Nintendo начала в 1988 году, когда конкуренты, в основном Sega, разработали новую 16 битную консоль Sega Mega Drive, которая была значительно лучше 8 битной NES. Изначально Nintendo не планировала выпуск новой консоли, но руководители пересмотрели свою позицию, когда NES начала терять популярность. Руководство была вынуждена создавать новую 16 битную консоль, чтобы успешно конкурировать с другими фирмами, в основном, с Sega с её консолью Sega Mega Drive.

SNES была выпущена в Японии 21 ноября 1990 года и продавалась по цене 25 000 иен (210$). В первый день продаж продали более 300 тысяч штук, но вышло трагедией ввиду беспорядок в обществе. Выстрел Nintendo получился удачным, и Famicom вытеснила SMD с Японского рынка, ввиду того, что Nintendo сотрудничает с крупными компаниями как Capcom, Konami Square Co. и другими.

Спустя год, в августе 1991 года, Nintendo выпустила консоль в США под названием «Super Nintendo Entertainment System». Как обычно, консоль претерпела изменения дизайна и поступила под другим видом. Начальная цена продажи - 199 $, с игрой Super Mario World в придачу. Спустя ещё год вышла в Европейских странах. В России приставка поступила в продажу 15 ноября 1994 года.

Библиотека игр на старте продаж была невелика, но игроки и журналы оценили их высоко, среди них Super Mario World, F-Zero, Pilotwings, SimCity и Gradius III.

До выхода SNES, SMD оставалась лидером по продажам, делая в рекламе весь упор на 16 бит. Уже в 90-е годы SNES и SMD ввели ожесточённую конкуренцию между собой. Несмотря на более ранний старт Genesis, бо́льшую библиотеку игр и более низкую цену по сравнению с Super Nintendo Entertainment System, две враждующие компании владели практически одинаковыми долями рынка к апрелю 1992 года, и ни одна из консолей на протяжении нескольких лет не могла стать явным лидером. Но в итоге Super NES стала доминировать на американском рынке 16-битных консолей, оставшись популярной даже в новой 32-битной эре.

Однако, когда большинство компаний стало переходить на приставки пятого поколения (32 бит), SNES всё же оставалась конкурентноспособной. Например, игра Donkey Kong Country, сделанная в трехмерной графике, смогла соперничать с 32 битными играми.

Однако, поддержка консоли была прекращена в 1999 году в США и Европейских странах. В Японии поддержка консоли была прекращена в 2003 году. Последняя игра на консоли вышла в 2000 году - Metal Slader Glory Director’s Cut.

Региональная блокировка

Nintendo применяет несколько типов региональной блокировки, которая подразумевает как аппаратную, так и физическую несовместимость.

На физическом уровне картриджи различаются по форме, в зависимости от страны, для которой они были произведены. Североамериканские имеют прямоугольную нижнюю часть с выемками, совпадающими с выступающими частями консоли; картриджи в других странах уже, имеют сглаженный контур лицевой части и не содержат выемок внизу. Таким образом, картриджи из одной страны не могли быть вставлены в приставку из другой. Подобную физическую несовместимость можно было решить с помощью различных адаптеров или путём моддинга приставки.

Внутри SNES и каждого картриджа был установлен специальный чип региональной блокировки, который не позволял запускать игры для региона PAL на североамериканских или японских приставках и наоборот. Японские и североамериканские версии консоли имели одинаковый чип. Таким образом, CIC отправлял сигнал разблокировки системы только после того, как обменивался данными с чипом на картридже. С этим можно было бороться с помощью адаптера: в него вставлялся подходящий картридж, который разблокировал систему, а в саму консоль помещался несовместимый. Отключение одной из ножек чипа предотвращало блокировку системы, однако аппаратное обеспечение картриджей, выпускаемых позднее, могло фиксировать подобную ситуацию. Поэтому установка специального переключателя, который при необходимости подключал чип, стала распространённой.

На приставках региона PAL нельзя было запускать картриджи из других стран по ещё одной причине: видеостандарт NTSC работал на частоте 60 Гц, а PAL — 50 Гц, что замедляло игровой процесс примерно на 16,7 %. Кроме того, изображение в играх NTSC занимало только часть экрана. Чтобы устранить эту проблему, в SNES вставлялся переключатель, который переводил графический процессор в режим работы 60 Гц, который поддерживало большинство современных телевизоров PAL. В играх, выпускавшихся позднее, была встроена специальная защита от подобных переключателей; однако после проверки и запуска игры процессор всё равно можно было перенастроить на другой режим работы.

Корпус

Все версии приставки Super NES имеют доминирующий серый цвет, хотя оттенок может быть различным. Североамериканская версия выполнена в форме параллелепипеда с фиолетовыми переключателями и тёмно-серой кнопкой извлекания картриджа. Японская и европейская версии более округлые с тёмно-серыми кнопками. Североамериканская модифицированная SNS-101 и японская Super Famicom Jr. (модель SHVC-101) меньше по размеру и имеют округлый корпус; кнопки SNS-101 фиолетового цвета, а Super Famicom Jr. — серые.

Во всех версиях слот для картриджа располагается сверху, хотя его форма различна в разных странах; таким образом, картриджи из одной страны нельзя запускать на приставке из другой. Коннектор для картриджа имеет 62 контактные площадки, хотя некоторые задействуют только 46. На передней части корпуса располагаются два 7-штырьковых порта для контроллеров, вход для провода питания; сзади находится порт A/V «MULTI OUT» (проприетарная технология Nintendo). Вход «MULTI OUT» может использоваться для выдачи сигналов композитного видео, S-Video и RGB; также к нему можно подключать внешний радиочастотный модулятор через кабель с коаксиальным радиочастотным разъёмом. Оригинальные версии консоли также имеют 28-штырьковый вход для подключения расширений — он находится под небольшой крышкой в нижней части корпуса — и стандартный выход для радиочастотных сигналов с переключателем для выбора канала. Модифицированные версии консоли не выдавали таких сигналов; для этого требовалось подключение внешнего модулятора.

АБС-пластик, использовавшийся при создании более старых версий консоли, подвержен окислению на воздухе из-за неправильного сочетания компонентов. Таким образом, изначально светлые приставки постепенно превращались в пожелтевшие; если же другие части были сделаны из другого пластика, то SNES становилась двухцветной.

Список игр

Основная статья: Список игр Super Nintendo Entertainment System

Список 20 самых продаваемых игр на SNES.

Цензурная политика

Консоль SNES и компания Nintendo была известна тем, что на игры, выходящие или портирующие на SNES, подвергаются цензуре. Компания разрешала портировать игры на SNES, но с условием того, что насилие и кровь полностью уберут. К примеру: Mortal Kombat, которая по тем меркам была очень "кровавой и жестокой" игрой того времени. Nintendo как обычно попросила для порта на SNES убрать кровь и насилие, а фаталити выглядели более гуманными. В итоге Mortal Kombat подтолкнули продажи SMD, а Nintendo получила репутацию производителя «игрушек для детей». Однако, в компании осознали особо неудачный шаг, и следующую часть Mortal Combat и некоторые другие «кровавые игры» выпустили без цензуры.

SNES в России

SNES в России была выпущена 15 ноября 1995 года со стоимостью 420 000 рублей (135 $). Распространением приставки занялась компания Steepler, которая в этой же стране выпускала клон NES - Dendy. Не смотря на мощную пиар рекламу (даже в программе «Dendy - новая реальность» рекламировалась самим Супоневым), консоль не была популярна в России из-за высокой цены на консоль и картриджи. На Российском рынке особую популярность вызывали пиратские картриджи, на SNES их или не было, или были в единичных экземплярах. Консоль SNES в России быстро сошла на нет.

Интересные факты

  • Вторая по счёту консоль от Nintendo.
  • Это была вторая и последняя приставка от Nintendo, которая меняла название и внешний корпус для выпуска в другой стране.
  • Компания Steepler не стала копировать приставку SNES для России, и выпустила в этой стране по лицензии Nintendo.
  • SNES по годам поддержки уступает NES. Годы существования NES: 1985-1995 год (Япония: 1983-2003 год). Годы существования SNES: 1991-1999 год (Япония:1990-2003 год).
  • Это была одной из немногих приставок, которая могла выйти в сеть, но с помощью дополнительных компонентов и весьма ограниченной сетью.
  • Первая приставка, которая была лицензирована для продажи в России (Вторая - Sega Mega Drive).